|
|||||||||||
|
Глубокое межличностное общение. Познание друг другаОдним из важных способов развития и познания для человека является глубокое межличностное общение. "Ведь в конце концов именно человеческое отношение и есть самое главное в жизни… Это, конечно, не означает, что можно пренебречь миром вещей и материальных достижений. Но что для меня самая прекрасная книга, или картина, или дом, или поместье по сравнению с моей женой, моими родителями, моим другом? Так, однако, может говорить лишь тот, кто нашел в своей жизни человека. Для многих наших современников человек ведь воспринимается просто как часть мира вещей. Это проистекает оттого, что им просто недоступно переживание человеческого". (Дитрих Бонхеффер). * Чем глубже наше постижение "человеческого в человеке", тем яснее становится понимание того, что человек многократно сложнее любых наших теорий и абстрактных рассуждений о нем. Поэтому невозможно достигнуть полноты человеческого существования, не участвуя в общении, которое затрагивает самые глубинные слои нашей личности. Для каких-либо существенных изменений в своей жизни необходимо выйти на уровень глубинного общения. Без этого любые перестройки будут иметь лишь временный, косметический эффект. * Как подметил Д.А. Леонтьев, "простые объяснения сложных явлений... не требуют от человека размышлений, поэтому они так привлекательны. Единственный их недостаток – они имеют мало общего с действительностью. Они выхватывают одну черту из картины реальности и раздувают ее... а остальное игнорируют". * Необходимо время и искусство приблизиться к тому глубинному, экзистенциальному уровню общения, на котором только и возможно действительно быть вместе с человеком. Уровень общения определяет степень включенности и глубины самораскрытия собеседников в межличностном взаимодействии, а также то, насколько полно присутствуют и как глубоко погружены в беседу ее участники. * Выделяют два важнейших аспекта вовлеченности человека в общение: доступность и выразительность. Доступность – это степень открытости влиянию другого человека и ослабления защит от чужого воздействия. Выразительность – это уровень готовности человека "раскрыться без маскировки", а также готовности приложить усилия, чтобы выразить свою субъективность и позволить другому понять себя. * Люди вступают во взаимодействие существенно разными способами, которые создают различные условия для выразительности и доступности собеседников. Реальные жизнеизменяющие процессы возможны не на любом уровне общения, а лишь при достаточном углублении. Жизнь предполагает умение общаться и на поверхностном, и на глубоком уровнях. Чтобы процессы осознания и личностного роста происходили естественным образом, следует отказаться от попыток навязывать человеку тот или иной уровень общения, форсировать переход к более глубокому уровню или, наоборот, к более поверхностному. Поэтому необходимы умения общаться на более глубоких уровнях, нежели это происходит при обычных разговорах, а также – способность отличать каждый уровень глубины общения. * В экзистенциальной концепции психолога Бюдженталя описываются семь основных уровней глубины общения: 1. Формальные отношения. Собеседники стремятся держать себя и межличностную ситуацию "под контролем", причем этот контроль направлен в основном на сокрытие собственных внутренних переживаний и создание определенного впечатления о себе. По сути, собеседники вступают в общение скорее не как люди, а как "социальные функционеры". Спонтанность и естественность минимальны или отсутствуют вовсе, сильна ориентация на стереотипную вежливость, соблюдение ритуалов ролевого поведения и т.д. Жизнь индивидуального внутреннего мира при этом, разумеется, усиленно скрывается, а если и проявляется, то лишь косвенно, вопреки желанию собеседников или неосознанно. Даже если человек и осознает что-то из происходящего в своей субъективности, то вовне он стремится проявить только то, что соответствует его представлениям о должном, правильном. 2. Поддержание контакта. Общение на этом уровне, хотя и характеризуется уже несколько большей непосредственностью собеседников, но по-прежнему отличается их значительной закрытостью, сдержанностью. Отсутствует проявление подлинной субъективности, высказывания почти полностью ограничены фактической информацией. Собеседники пытаются одновременно и поддержать беседу, и не привнести в нее ничего личного. 3. Стандартная беседа. Общением такого типа заполнено большинство повседневных разговоров. Здесь собеседники уже более искренни и имеется определенное равновесие между заботой о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний, а также готовность свободно перемежать личные и рабочие разговоры. Другая особенность "стандартных бесед" заключается в том, что, благодаря более ясному и пристрастному заявлению собеседниками своих позиций, появляется возможность возникновения некоторых межличностных напряжений и противоречий. Эти столкновения уже меньше замалчиваются и маскируются, чаще становятся предметом открытой дискуссии. Но до серьезных конфликтов дело не доходит, обсуждение происходит по-прежнему недостаточно глубоко, без подключения ресурсов осознавания, интуиции, без активизации подлинной заботы и ответственности. 4. Критические ситуации. Общение на этом уровне отличается прежде всего тем, что собеседники полноценно присутствуют в нем, почти не обращают внимания на имидж и сосредоточены на собственной субъективности, на актуальном и полном проживании, осознании и разрешении своих жизненных проблем. 5. Интимность. Переход на уровень интимности означает дальнейшее углубление и субъективизацию взаимодействия, еще большую степень непосредственности и искренности собеседников. Их присутствие в процессе общения приближается к предельно возможному. Здесь уже не обращается никакого внимания ни на проблему имиджа, ни на этикетные и ролевые требования, ни на собственные страхи и защиты – уходят на второй план все обычные барьеры и ограничения межличностного взаимодействия. Собеседники погружаются в очень эмоционально насыщенную, напряженную общую реальность осмысления ключевых экзистенциальных проблем своего бытия и их проживания "здесь и теперь". В эти моменты они настолько психологически сближаются, настолько сильна их общность, что собеседники достигают высочайшего уровня взаимопонимания. Причем, происходит это не только и не столько на рациональной основе, а в значительной степени на основе эмпатии и интуиции, и часто больше напоминает инсайт. При общении на этом уровне собеседники так "захвачены" проявлением внутренних переживаний, что уровень их доступности и выразительности оказывается максимальным. Именно в моменты подлинной интимности происходят самые глубокие и принципиально важные осознания и открытия, позволяющие человеку действительно пересмотреть свои взгляды на себя и собственную жизнь. 6 и 7. Личное бессознательное и коллективное бессознательное играют в жизни человека огромную роль – это основа всего нашего жизненного опыта. Однако эти уровни субъективного лежат за пределами рационального познания, и потому они не могут быть теоретически описаны, о происходящих в них процессах мы, как правило, можем лишь догадываться. * Как мы можем более полно и подлинно реализовать то, что заложено в нашей природе? Экзистенциальный поиск себя подлинного – это основное средство, и важнейшая цель. Смысл такого поиска не в том, чтобы вернуть человека к неким предполагаемым хорошим условиям, которые были раньше, а в том, чтобы человек двинулся дальше – к богатству и осмысленности жизни, значительно большим, чем он знал до сих пор. Самый верный путь к познанию субъективности – опыт переживания, а также сопереживания. В таком опыте глубинного сопереживания можно выйти из своей собственной внутренней тюрьмы страхов, стереотипов, неверия в себя и жить более свободно. * Но такое углубление в человеческую природу и опыт глубокого общения возможно только в атмосфере любви и принятия. Мы обладаем способностью открывать свои сердца, наполнять себя любовью и становиться излучающими любовь, тем самым привлекая ещё больше любви. Любовь ничем не властвует и в ней нет ничего управляющего или даже манипулирующего. Любовь действительно способна влиять на поведение человека и на то, как он себя чувствует. Человек, ощущающий любовь, чувствующий, что он окружён любовью и что он любим, склонен вести себя и поступает иначе, чем кто-то, кто-то, кто чувствует себя нелюбимым, сердитым или подавленным. Нет предела объёму любви, которую мы можем ощущать, иметь и испытывать в своей жизни. Порой бывает страшно любить кого-то по-настоящему глубоко, но что страшно на самом деле, это никогда не ощутить глубокой внутренней любви. * Чем дальше человек продвигается по пути постижения подлинной природы человека, тем менее категоричен и более осторожен он в своих выводах, тем больше уважения проявляет он перед лицом сложности, неисчерпаемости, силы и красоты внутреннего мира человека. Тем настойчивее он стремится уйти от простых, легких, однозначных, механистичных взглядов и решений. Мир личности и межличностных взаимоотношений никак не умещается в одной плоскости. Этот мир имеет глубину, внутреннюю вертикаль, в нем есть несколько слоев, уровней. * Сделать нашу жизнь выражением нашей глубинной сущности — в этом и состоит задача развития и становления человека. Обратившись к самому себе и познав самого себя, человек в состоянии лучше услышать, воспринять, увидеть и почти разгадать то, что едва выражено у другого, что иногда проявляется через боль, болезнь, молчание, язык тела, провалы памяти, ошибочные действия, повторение, несчастья и экзистенциальные затруднения. * Физически пребывать рядом с другим человеком и даже разговаривать с ним – еще совсем не означает вступить с ним в полноценный и глубинный контакт; вполне возможна беседа между "отсутствующими" в экзистенциальном смысле собеседниками. Подлинное присутствие в общении означает мобилизацию чувствительности каждого из собеседников не только к собственному внутреннему миру, но и к субъективности друг друга, к коммуникативному контексту, а также – актуализацию готовности к напряженному и разнообразному участию в общении: слушать и слышать, спрашивать и отвечать, размышлять и сомневаться, чувствовать и сочувствовать и т.д. * Все это призвано обеспечить необходимую глубину и интенсивность взаимосвязи собеседников, встречу их субъективностей, что составляет основу глубинного контакта. Путь к личности другого берет начало в собственном внутреннем мире и успех в налаживании экзистенциального контакта, в выстраивании мостика на глубине зависит от способности идти по этому пути внимательно всматриваясь, тонко чувствуя и чутко прислушиваясь к каждому шагу и его последствиям. * То, что является сущностью глубокого межличностного общения, – атмосфера и глубина, уважение и контакт, доверие и сочувствие, точность и тонкость действий, творчество и мужество поиска – все это не может быть обеспечено никакими технологиями и процедурами. Здесь на первый план выходят личностная зрелость и мудрость, богатый жизненный опыт и чувствительность к субъективным аспектам бытия. Именно эта чувствительность позволяет ориентироваться в самых сложных, неоднозначных и уникальных ситуациях, принимать не только формально правильные, но и жизненно адекватные решения. * Честный взгляд ведет нас к признанию таинственной и непознаваемой сферы в самих себе и в других людях и, соответственно, – уважительного и осторожного обращения с ней. Приобретение определенных знаний без понимания их ограниченности, относительности, частичности ведет к прямолинейности, упрощению и неадекватной жесткости во взглядах и действиях. В этом смысле незнание – как осознание границ своего знания и пределов его адекватного применения – обладает не меньшей ценностью, чем само знание. * Главное дело нашей жизни – сама жизнь и ее подлинную основу составляет внутренняя субъективная реальность, с которой и надо иметь дело, вступая в глубинное общение, если мы хотим добиться действительных изменений в жизни человека и сделать ее более полной. Способности к глубокому межличностному общению можно развивать и для этого есть богатые ресурсы, теоретические и практические. |
Осознанные сновидения. Вхождение в осознанные сновидения
Скачать zip Глубокое межличностное общение. Познание друг друга / Скачать mp3 Глубокое межличностное общение. Познание друг друга
|
|||||||||
© Любое копирование материалов сайта только с гиперссылкой |